Скрытые фигуры - HOT BRITISH TEA

Скрытые фигуры

Скрытые фигуры / HIDDEN FIGURES
2016, Тед Мелфи

Трое авфроамериканских женщин пытаются построить карьеру в НАСА,
борясь с предрассудками коллег.

изображение

Фильм, встреченный критиками довольно прохладно, обычно пересказывается как “ненгритянки запускают человека в космос” и “без нигеров не только в голливуде – но и в НАСА никуда”. Осмеюсь поспорить, что картина, в общем-то, не совсем об этом.

В центре сюжета действительно сегрегация и НАСА, но сказать, что все дело только в расовых вопросах – значит обрубить добрую половину сценария. Так же, как и говорить, что это фильм о запуске человека в космос: с тем же успехом эту историю можно переложить на любое другое крупное предприятие, — даром только, что в истории про НАСА есть реальные прототипы героинь.

Секрет в том, дорогие мои, что в инженерном деле, как и в математике, как и в программировании (в каждой из областей одна из героинь находит себя), женщинам не рады. Отчего-то считается, что женщины “недостаточно умны” или еще что, — но, в общем, вот вчерашний мусор, уберите, пожалуйста. И вообще женщина может уйти в декрет, а если у нее уже есть дети — то будет обязательно брать больничный, если они болеют (вот катастрофа!), поэтому мы лучше наберем целый штат мужиков, которые, может, ни бум-бум, но зато круглые сутки будут сидеть в офисе. простите, крик души женщины-программиста
А теперь представьте, каково быть не просто женщиной в математике – но чернокожей женщиной в математике. Сущий ад – и вот именно об этом “Скрытые фигуры”.

О том, как тяжело заниматься тем, что ты любишь и умеешь, когда тебя ни во что не ставят. Когда тебе выделают отдельный чайник для кофе, потому что брезгуют прикоснуться к тебе даже косвенно. Когда ты не можешь поставить свое имя на своей работе и когда, выполняя двойную работу, получаешь в два раза меньше.

Что любопытно, цель фильма – не привлечь внимание к проблеме расизма или сексизма, о чем сегодня тоже говорят и немало. Скорее главный посыл – это вопль: “не сдавайтесь!” для всех тех, у кого от бессилия уже опускаются руки.
Потому что если бы картина была о борьбе с сегрегацией, то нам бы показали бы все трудности и кровавости оной – а в “фигурах” у героинь вся их борьба с системой проходит в три шага:

  1. начать борьбу
  2. победить
  3. вы великолепны!

Это вовсе не умаляет отвратительности разделения по расовому признаку, но здорово смещает акценты.

Помимо карьеры, в картине затронуты также темы материнства и личной жизни героинь: у одной из них даже есть полноценная любовная линия. Которая ощущается совершенно лишней и вызывает только недоумение – хоть, как и положено, прошибает на слезу. Удивительно, как автору удалось обойти стороной за тридевять земель трудности выживания многодетной матери-одиночки, упомянув о том, что она многодетная и одиночка трижды. Этого аспекта, кстати говоря, не хватает большинству фильмов про феминизм и эмансипацию. И сложно понять, от того ли это, что режиссер – мужчина, и с его стороны забота о детях выглядит ровно как “пришел с работы – уложил спать”, то ли действительно каждой женщине приходится выбирать – либо дом, либо карьера.

Бонусом вам фото Маргарет Гамильтон, ведущего программиста в НАСА, и кода сопровождающего ПО программы Apollo:

изображение

Если будет настроение, почитайте на досуге про нее, про Грейс Хоппер (автор первого компилятора и языка Кобол), и, конечно же, про Аду Лавлейс (первого программиста).

Короче,
Смотреть, если хочется легкого и необременяющего кино на прослезиться с хорошими актерами и неплохим сценарием.
Не смотреть, если “голливуд стал слишком черным”.


Maria Scanavie
Изучаю искуственный интеллект и пишу про кино. Всем хорошего дня! :3
%d bloggers like this: