Чужой: Завет. Праздные руки — мастерская дьявола | HOT BRITISH TEA

Чужой: Завет. «Праздные руки — мастерская дьявола»

Чужой: Завет / ALIEN: COVENANT
2017, Ридли Скотт

Радио-сигнал из открытого космоса приводит группу колонистов в неприветливый мир, населённый жуткими монстрами и одним милейшим андроидом.

Новая картина Ридли Скотта — классический перезапуск серии. Даже не так — возрождение в хорошем смысле этого слова. Не какой-то там вяленький зомби с отслаивающейся кожей, а настоящий Лазарь, укутанный, как полагается, в погребальные пелена. Ими здесь служат ошибки, так и не исправленные со времен “Прометея“, те самые, над которыми сейчас так яростно глумятся в интернете.

Стоило ли выходить на поверхность чужой планеты без скафандров? Так ли необходимо было вводить практически безымянных персонажей, которые умирают в первые полчаса? Сильно ли увеличися бы хронометраж, раскрой автор ключевых персонажей в ленте? Впрочем, мастерство Ридли Скотта так велико, что это все совершенно не важно. Потому что смотреть “Завет” нужно через призму всех предыдущих “чужих”. Вот уже опостылевшее обвинение в отсутсвии скафандров: вы помните, как астронавты-шахтёры из “Чужого” 79-ого года высадились на неизвестную планету? В скафандрах, между прочим. Спасло ли их это от лицехватов? К сожалению, нет. А узнали ли мы из 40-минутной экспозиции хоть что-нибудь о Рипли, кроме имени? Да, кажется, почти ничего.

И тут дело даже не совсем в том, что “Завет” — переложенный на новые реалии “Чужой“. А в том, что, как ни крутись, а все же после “Прометея” вселенная “чужого” больше не спейс-хоррор. И вся эта монструозная чертовщина является лишь декорацией для того, чтобы рассказать свою историю, которую Скотт, судя по всему, вынашивал долгие годы. Тут и туча библейских отсылок, и цитаты из Биши Шелли, и экзистенциализм во главе стола.

Вот андроид Дэвид, очевидная звезда всей новой серии, вокруг которого вертится повествование, — он очень ницшеанский герой. Его создатель (получается, его бог) умер, и не просто спрятавшись где-то за своим молчанием, а прямо у него на глазах. И что тогда Дэвид, если не сверхчеловек? Весь второй акт “Завета” просто кричит: смотрите, вот он, возвысившийся над добром и злом творец-тиран! Сравнение с пророком для него оскорбительно, — потому что он создатель жизни, новый бог, бессмертный и любящий. Он не проповедует и не дает вторых шансов, он властен дать жизнь и отнять её. И если черные безглазые чудища больше не вызывают страха, то полная безнаказанность злодея — вполне.

Цитирование “Озимандия” в кадре вообще изумительно. Во-первых, самоирония: Дэвид утверждает, что автор — Байрон, тогда Уолтер его поправляет, добавляя: “одна фальшивая нота портит всю симфонию”. И это ли не аллегория на “Прометея“, утонувшего в мелких и дурацких ошибках вроде “глупых ученых”? Сюда же можно отнести продолжение серии Кэмероном, Финчером и Жёне, которые из истории о космическом быте нарисовали кровавую мясорубку. Во-вторых, невозможно вспомнить о Шелли, не вспомнив о Мэри Шелли и её “Франкенштейне”. И тут неясно, Дэвид — гений, создающий жизнь, или одинокое чудовище? Скорее всего, и то, и другое. В-третьих, “всё рушится”:

Nothing beside remains: round the decay
Of that colossal wreck, boundless and bare,
The lone and level sands stretch far away

точнейшее же описание не только места обитания Дэвида, но пузыря, в котором он живёт: ведь все, к чему он прикасается, умирает. Даже несчастные ксеноморфы.

Музыка, как обычно, не остается в стороне. В целом все это выглядит немного по-кубриковски, но, кажется, такова цена за совмещение космоса и классической музыки. Саундтрек из “Прометея” в флешбеках трогает те тоненькие струнки ностальгии в душе, а трогательное исполнение его же Дэвидом на дудке подчеркивает его привязанность к Шоу. А то, как герой Фассбендера выбирает именно Вагнера приятно порадует самых преданных его фанатов: где-то давным-давно было интервью, где Майкл говорит, что очень любит его оперы.

К актёрам претензий тоже никаких нет: Кэтрин Уотерстон очень старается в Уивер, и у неё неплохо выходит! Дэнни МакБрайд, оказывается, может в драматичные роли, а Билли Крудап и вовсе блистает, впрочем, как всегда. Про Фассбендера и говорить нечего: его целых два и они даже целуются, так он хорош.

Сам же “Завет” смотрится хорошим римейком “Чужого”, который очень понравится фанатам серии, но быстро наскучит людям, не знакомым ни со вселенной, ни с жанром. Все эти философские отсылки, как принято в фантастике, больше радуют своим наличием и обнаружимостью, чем каким-то скрытым смыслом, потому и лежат на поверхности, проговариваемые героями. По сути сказано не было почти ничего, но простора для теорий дано ого-го, специально для любителей домысливать из намёков.

Короче,
Смотреть, если вам не так уж противен “Прометей” и вы нежно любите вселенную “чужих” или Майкла Фассбендера.
Не смотреть, если вам логика превыше всего, научную фантастику вы не любите, а от Фассбендера уже блевать охота.

P.S.: а еще заключительная сцена — копия пролога, где Дэвид укладывает Шоу в криосон. Спасибо за хоть и предсказуемый, но столь красивый плот-твист, мистер Скотт!


Maria Scanavie
Изучаю искуственный интеллект и пишу про кино. Всем хорошего дня! :3
%d bloggers like this: